Особенности поведения игрового терапевта, центрированного на ребенке, в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

  • Ю.А. Ахламова Московский национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федераци https://orcid.org/0009-0007-9803-8435
  • С.Г. Вилкова Волгоградская российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Волгоград, Российская Федерация https://orcid.org/0009-0004-0454-6059
  • А.Е. Голубкова Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа менеджмента (ВШМ СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация https://orcid.org/0009-0004-8498-6432
Ключевые слова: игровая терапия, центрированная на ребенке (ИТЦР), расстройства аутистического спектра (РАС), игровой терапевт, вербальное поведение, невербальное поведение, качественный контент-анализ, метод Уорда

Аннотация

Контекст и актуальность. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) испытывают трудности в коммуникации, в том числе из-за низкого уровня эмоционального интеллекта. Эффективным методом развития эмоциональной компетентности является игровая терапия, центрированная на ребенке (ИТЦР). Ее результативность зависит не только от методики, но и от личностных качеств терапевта, влияние которых изучено недостаточно. Цель. Специализировать ИТЦР для работы с детьми с РАС, проанализировав вербальные и невербальные паттерны поведения терапевта. Исследовательские вопросы. Какие категории поведения использует терапевт при ИТЦР с детьми с РАС для установления первичного контакта? Как поведение меняется в зависимости от особенностей ребенка? Методы и материалы. В исследовании участвовали трое детей с РАС (5 л. 3-х мес., 5 л. 7-ми мес., 5 л. 11-ти мес.; 2 мальчика, 1 девочка). С каждым проведено восемь 45-минутных игровых сессий (по две в неделю). Поведение терапевта изучали с помощью видеозаписей и включенного наблюдения; терапевтические реакции анализировали контент-анализом; стратегии поведения — методом иерархической кластеризации (метод Уорда). Результаты. Контент-анализ выделил 16 категорий высказываний терапевта: укрепление самоценности, отражение действий, возвращение ответственности, эмоциональное присоединение и др. Кластеризация показала три группы сессий: с высоким сходством подходов, умеренными различиями и выраженной индивидуальностью. Выводы. Выделенные категории уточняют протокол ИТЦР. Предложен минимальный набор для установления контакта с детьми с РАС. Подтверждена адаптивность терапевта, меняющего поведение в зависимости от этапа терапии и особенностей ребенка. Планируется дальнейшее изучение ИТЦР на расширенной выборке с группами сравнения и акцентом на эффективные стратегии поведения терапевта.

Биографии авторов

Ю.А. Ахламова, Московский национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Российская Федераци

магистр по специализации человекоцентрированный подход

С.Г. Вилкова, Волгоградская российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Волгоград, Российская Федерация

психолог

А.Е. Голубкова, Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа менеджмента (ВШМ СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация

выпускница программы магистратуры «Магистр менеджмента»,

Литература

Ахламова, Ю.А. (2023). Особенности поведения игрового терапевта, центрированного на ребенке, в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/865598976 (дата обращения: 31.01.2025).

Akhlamova, Yu.A. (2023). Behavioral characteristics of child centered play therapist in therapy with children with autistic spectrum disorders. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/865598976 (viewed: 31.01.2025).

Бусыгина, Н.П. (2013). Методология качественных исследований в психологии. Учебное пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 304 с. Busygina, N.P. (2013). Methodology of qualitative research in psychology: a textbook. Moscow: NITS-M, 304 p.

Винникотт, Д.В. (2002). Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований. 266 с. ISBN: 5-88230- 043-6. Vinnikott, D.V. (2002). Playing and reality. Moscow: Institute for General Humanitarian Research 266 р. ISBN: 5-88230- 043-6. (In Russ).

Гитис, Л.Х. (2001). Кластерный анализ в задачах классификации, оптимизации и прогнозирования / Л.Х. Гитис. Изд-во Московского государственного горного университета. 200 с. Gitis, L.H. (2001). Klasternyj analiz v zadachah klassifikacii, optimizacii i prognozirovanija / L.H. Gitis. [Cluster analysis in classification, optimization and forecasting tasks]. Moscow: Moscow State Mining University Press, (In Russ). 200 p.

Гринспен, С., Уидер, С. (2013). На «ты» с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. Пер. с англ. М.: Теревинф, 512 с. Grinspen S., Uider S. (2013). Engaging Autism. Using the floortime approach to help children relate, communicate, and think. Moscow: Terevinf. 512 p. (In Russ.).

Лэндрет, Г. (2022). Новые направления в игровой терапии: проблемы, процесс и особые популяции. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 42 с. Ljendret, G. (2022). Innovations in play therapy: issues, process, and special populations. Moscow: Kogito-Centr. 42 p. (In Russ.).

Романовский, Н.В., Ицкович, Г., Стриха, О.Е. (2022). Шкала структурированного наблюдения FEAS как технология практической работы в сфере ранней помощи. Психология и психотерапия семьи, 4, 11—22. https://doi. org/10.24412/2587-6783-2022-4-11-22 Romanovskij, N.V., Ickovich, G., Striha, O.E. (2022). FEAS Structured Observation Scale as a Practical Technology in the Field of Early Intervention. Psychology and Family Psychotherapy, 4, 11—22. https://doi.org/10.24412/2587-6783- 2022-4-11-22

Al-Beltagi, M. (2021). Autism medical comorbidities. World Journal of Clinical Pediatrics, 10 (3), 15—28. https://doi. org/10.5409/wjcp.v10.i3.15

Balch, J.W., Ray, D.C. (2015). Emotional assets of children with autism spectrum disorder: A single case therapeutic outcome experiment. Journal of Counseling and Development, 93. 435—437. https://doi.org/10.1002/jcad.12041

Cochran, N.H., Nordling, W.J., Cochran, J.L. (2023). Child-Centered Play Therapy: A Practical Guide to Developing Therapeutic Relationships with Children. — Description: Second edition. New York, NY: Routledge. pp. 99—159.

Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5-TR. (2022). Washington: American Psychiatric Association. 256 p.

Jayne, K.M., Purswell, K.E., Stulmaker, H.L. (2020). Facilitating congruence, empathy, and unconditional positive regard through therapeutic limit-setting: Attitudinal conditions limit-setting model (ACLM). International Journal of Play Therapy, 28. pp. 238—249.

Kim-Lui, R., Chan, G., Ouyang, G. (2024). Impact of child-centered play therapy intervention on children with autism reflected by brain EEG activity: A randomized controlled trial. Research in Autism Spectrum Disorders, 112. 102336. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2024.102336

Kottman, T. (2011). Play therapy: basics and beyond. 2nd ed. Alexandria, VA. American Counseling Association (pp.113— 134).

Koukourikos, K., Tsaloglidou, A., Tzeha, L. et al. (2021). An overview of play therapy. Mater Sociomed, 33, 293—297. https://doi.org/10.5455/msm.2021.33.293-297

Kuhaneck, H., Spitzer, S. L., Bodison, S. C. (2021). A systematic review of interventions to improve the occupation of play in children with autism. OTJR (Thorofare N J), 40 (2), 83—98. https://doi.org/10.1177/1539449219880531

Lerner, M. D., White, S. W., McPartland, J. C. (2022). Mechanisms of change in psychosocial interventions for autism spectrum disorders. Dialogues in Clinical Neuroscience, 14, 307—318. https://doi.org/10.31887/DCNS.2012.14.3/ mlerner

Locke, J., Ishijima, E.H., Kasari, C., London, N. (2010). Loneliness, friendship quality and the social networks of adolescents with high-functioning autism in an inclusive school setting. Journal of Research in Special Educational Needs, 10(2). 74—81. https://doi.org/10.1111/j.1471-3802.2010.01148.x

Moss, L., Hamlet, H.S. (2020). An introduction to child-centered play therapy. Therapeutic Person-Centered Journal, 25, 91—103.

Moustakas, C.E. (1997). Relationship play therapy. Rowman & Littlefeld Publishers, Inc, 164 p.

Parker, M.M., Hunnicutt Hollenbaugh, K.M., Kelly, C.T. (2021). Exploring the impact of child-centered play therapy for children exhibiting behavioral problems: A meta-analysis. International Journal of Play Therapy, 30(4), 259—271. https:// doi.org/10.1037/pla0000128

Ray, D.C., Crenshav, D.A., Stewart, A.L. (2024). Play Therapy: Theory, Research, and Practice. Second edition / edited by D.C. Ray, D.A. Crenshaw, A.L. Stewart (24—56 pp.). New York: The Guilford Press.

Ray, D.C., Purswell, K., Haas, S., Aldrete, C. (2017). Child-Centered Play Therapy-Research Integrity Checklist: Development, reliability, and use. International Journal of Play Therapy, 26(4), 207—217. https://doi.org/10.1037/ pla0000046

Ray, D.C., Stulmaker, H.L., Lee, K.R., Silverman, W.K. (2013). Child-centered play therapy and impairment: Exploring relationships and constructs. International Journal of Play Therapy, 22(1), 13—27. https://doi.org/10.1037/a0030403

Rogers, C.R. (1961). On Becoming a Person. A Therapist’s View of Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 420 p.

Schottelkorb, A., Swan, K.L., Ogawa, Y. (2020). Intensive Child-Centered Play Therapy for Children on the Autism Spectrum: A Pilot Study. Journal of Counseling & Development, 98. 63—73. https://doi.org/10.1002/jcad.12300

Опубликован
2025-06-26