Оценка родителями доступности учреждений образования для детей с РАС в Республике Беларусь
Аннотация
Контекст и актуальность. Обеспечение доступности учреждений образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями основывается на принципе инклюзии. Доступность определяется максимальной включенностью обучающегося в образовательный процесс и во взаимодействие, удовлетворением образовательных потребностей. Цель. Оценка уровня доступности учреждений образования в Республике Беларусь для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Методы и материалы. Проанализированы материалы национального исследования доступности учреждений дошкольного и общего среднего образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями в Республике Беларусь, проведенного в 2025 г. Участвовали 1887 родителей (законных представителей) обучающихся с РАС дошкольного и школьного возраста. Доступность рассматривалась как комплекс компонентов: организационного, содержательно-методического, финансового (материального), территориального, социально-психологического, информационного. Основной метод — анкетирование. Вопросы раскрывали критерии и показатели компонентов доступности учреждений образования. Оценка проводилась по трехбалльной шкале, соответствующей критическому, базовому и оптимальному уровням доступности. Результаты. Родители обучающихся с РАС с высокой частотностью оценили доступность учреждений образования для их детей как оптимальную: от 46,2% до 66,9% — для разных компонентов доступности. Установлены статистически значимые различия в показателях уровней доступности учреждений дошкольного и общего среднего образования, а также в показателях отдельных компонентов доступности для детей с РАС. Каждый восьмой респондент указывает на неприемлемый уровень территориального компонента доступности, каждый десятый — организационного и финансового. Выводы. Самые низкие оценки получили территориальный, финансовый и организационный компоненты. Учреждения дошкольного образования имеют более высокий уровень доступности, чем общего среднего образования. Предполагается анализ причин, снижающих доступность учреждений, и их минимизация или устранение.
Литература
Абанкина, И.В., Филатова, Л.М. (2018). Доступность дошкольного образования. Вопросы образования, 3, 216— 246. https//doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-216-246 Abankina, I.V., Filatova, L.M. (2018). Accessibility of Preschool Education. Educational Studies Moscow, 3, 216—246. (In Russ.). https//doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-216-246
Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. (2020а). К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 121—132. https//doi.org/10.17759/psyedu.2019110410 Alekhina S.V., Mel’nik Yu.V., Samsonova E.V., Shemanov A.Yu. (2020a). Psychological-Educational Studies, 11(4), 121— 132. (In Russ., abstr. in Engl.). https//doi.org/10.17759/psyedu.2019110410
Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. (2020б) Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании. Клиническая и специальная психология, 9(2), 62—78. https//doi. org/10.17759/cpse.2020090203 Alekhina S.V., Mel’nik Yu.V., Samsonova E.V., Shemanov A.Yu (2020b). Expert assessment of the parameters of the inclusive process in education. Clinical Psychology and Special Education, 9(2), 62—78. https//doi.org/10.17759/ cpse.2020090203 (In Russ., abstr. in Engl.)
Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. (2021). Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации. Психологическая наука и образование, 26(5), 116—126. https://doi.org/10.17759/pse.2021260509 Alekhina S.V., Mel’nik Yu.V., Samsonova E.V., Shemanov A.Yu. (2021). Assessment of the inclusive process as a tool for designing inclusion in an educational organization. Psychological Science and Education, 26(5), 116—126. https://doi. org/10.17759/pse.2021260509 (In Russ., abstr. in Engl.).
Долгая, О.И., Тагунова, И.А. (2019). Доступность качественного образования для всех как мировая тенденция в общем образовании. Школьные технологии, 1, 3—10. Dolgaya, O.I., Tagunova, I.A. (2019). The availability of quality education for all as a global trend in general education. Journal of School Technology, 1, 3—10. (In Russ.).
Епихина, Ю.Б., (2009) Исследования неравенства в образовании в современной российской социологии. Вестник Российского университета дружбы народов, серия: социология, 4, 73—85. Epihina, Y.B. (2009) Research on inequality in education in contemporary Russian sociology. RUDN Journal of Sociology, 4, 73—85. (In Russ.).
Калачев, А.В. (2021). Проблема доступности образования в современной России. Известия ВГПУ, 5, 17—21. Kalachev, A.М. (2021). The issue of availability of education in the modern Russia. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 5, 17—21. (In Russ.).
Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 05.01.2025). Convention on the Rights of Persons with Disabilities. (In Russ.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (viewed: 05.01.2025).
Константиновский, Д.Л. (2010). Неравенство в сфере образования: российская ситуация. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 99(5), 40—60. Konstantinovsky, D.L. (2010). Inequality in Education: The Russian Situation. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 99(5), 40—60. (In Russ.).
Новиков, А.М. (2012). Оценка доступности образования. Отечественная и зарубежная педагогика, 5. 11—14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dostupnosti-obrazovaniya (дата обращения: 05.01.2025). Novikov, A.M (2012). Assessment of accessibility of education. Russian and foreign pedagogy, 5. 11—14. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-dostupnosti-obrazovaniya (viewed: 05.01.2025).
Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании: Закон Республики Беларусь от 14.01.2022. № 154-З. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1 (дата обращения: 05.01.2025). On Amendments to the Code of the Republic of Belarus on Education: Law of the Republic of Belarus dated 14.01.2022. |no. 154-З. (In Russ.). URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1 (viewed: 05.01.2025).
Образование в Республике Беларусь: статистический буклет. (2024). Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ brochures/index_99834/ (дата обращения: 05.01.2025). Education in the Republic of Belarus: statistical booklet. (2024). National Statistical Committee of the Republic of Belarus. (In Russ.) URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_brochures/ index_99834/ (viewed: 05.01.2025).
Прохода, В.А. (2020). Доступность образования как детерминанта оценки населением состояния национальной образовательной системы. Социодинамика, 7. 39—50. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=33392. https//doi.org/10.25136/2409-7144.2020.7.33392 Prokhoda, V.A. (2020). Availability of education as a determinant for public assessment of the state of national system of education. Sociodynamics, 7. 39—50. (In Russ.). URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33392. https//doi.org/10.25136/2409-7144.2020.7.33392
Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index (дата обращения: 05.01.2025). Ranking of countries by Education Index. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index (viewed: 05.01.2025).
Хитрюк, В.В., Феклистова, С.Н., Лемех, Е.А., Строгая, Ю.В., Кутыш, А.З. (2025). Доступность учреждений образования для обучающихся с особенностями психофизического развития: методология и инструментарий исследования. Адукацыя i выхаванне, 398(2), 33—41. Khitruk, V.V., Feklistova, S.N., Lemekh, E.A., Strogaya, Y.V., Kutysh, A.Z. (2025). Accessibility of educational institutions for students with special psychophysical development needs: research methodology and tools. Education and upbringing. 398(2), 33—41.