Образование детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь: проблемы и опыт решения
Аннотация
Контекст и актуальность. Увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обуславливает необходимость совершенствования образовательного процесса. Цель. Определение специфики системы образования и воспитания детей с РАС в Республике Беларусь, анализ результатов деятельности Института инклюзивного образования по разработке научно-методического обеспечения образовательного процесса обучающихся с РАС для предоставления качественного образования. Методы и материалы. Проведен анализ статистических материалов, научных исследований, информации с сайтов учреждений образования Республики Беларусь. Изучались вопросы образования лиц с РАС, тьюторского сопровождения и коррекционноразвивающей работы, обучения педагогов работе с детьми с РАС. Результаты. Выявлен ряд позитивных тенденций: обеспечивается доступ к ранней помощи, тьюторскому сопровождению, инклюзивному образованию и к получению профессионального образования детей и молодежи с РАС. Система образования обеспечена научно-методическим инструментарием. Составленные с учетом результатов исследования «Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС» используются педагогами в работе. Определены проблемы: отсутствие системного банка данных, недостаточный охват ранней помощью, трудности в получении профессионального образования. Выводы. В Республике Беларусь проводится активная работа по обеспечению детей и молодежи с РАС возможностями получения образования и комплексной помощи, начиная с раннего возраста. Педагоги, обучающие детей с РАС, получают специальное образование; разрабатывается научно-методическое обеспечение деятельности в области образования. Определены перспективные направления развития системы образования для лиц РАС: расширение доступа к комплексной помощи, получению профессионального, среднего специального и высшего образования. Планируется организация систематического мониторинга состояния образования.
Литература
Айсина, Р.М., Нестерова, А.А., Суслова, Т.Ф., Хитрюк, В.В. (2019). Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований. Образование и наука, 21(10), 189— 210. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10 Aysina, R.M., Nesterova, A.A., Suslova, T.F., Khitryuk, V.V. (2019) Attitudes of teachers in relation to inclusive education of children with ASD: a review of domestic and foreign research. Education and science, 21(10), 189—210. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10
Зангиева, И.К., Лесных, К.А. (2020). Межгрупповые различия в установках к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 559— 577. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.5.1579 Zangieva, I.K., Lesnykh, K.A. (2020). Intergroup Differences in Attitudes Towards People with ASD (Autism Spectrum Disorder). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 5, 559—577. (In Russ.). https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.5.1579
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14.01.2022 № 154-З: ред. от 14.01.2022. Минск. URL: https:// etalonline.by/document/?regnum=H12200154 (дата обращения: 29.04.2025). The Code of the Republic of Belarus on Education from14.01.2022. N 154-Z: ed. from 14.01.2022. Minsk. (In Russ.). URL: https://etalonline.by/document/?regnum=H12200154 (viewed: 29.04.2025).
Лемех, Е.А., Светлакова, О.Ю. (2023). Актуальные вопросы организации деятельности воспитателя, обеспечивающего сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. В сб.: Специальное образование XXI века. С. 46—51. Lemekh, E.A., Svetlakova, O.Yu. (2023). Current issues of organizing the activities of a caregiver providing support for a child with autism spectrum disorders. In col.: Special education of the XXI century. pp. 46—51. (In Russ.).
Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС. Утв. Зам. Министра образования Республики Беларусь 21.03.2025. (2025). Минск. URL: https://rc.bspu.by/wp-content/uploads/2025/04/Методическиерекомендации.pdf. Methodological recommendations on the organization of the activities of a preschool educator, an educator providing personal support to students from ASD. App. by the Deputy Minister of Education of the Republic of Belarus on 03/21/2025 (2025). Minsk. (In Russ.). URL: https://rc.bspu.by/wp-content/uploads/2025/04/Методические-рекомендации.pdf.
Морозов, С.А., Морозова, С.С., Морозова, Т.И. (2017). Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, 15(2), 19—31. https://doi.org/10.17759/ autdd.2017150202 Morozov, S.A., Morozova, S.S., Morozova, T.I. (2017). Some of the early help features for children with autism spectrum disorders. Autism and Developmental Disorders, 15(2), 19—31. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/autdd.2017150202
Навицкая-Гаврилко, В.М., Светлакова, О.Ю. (2022а). Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь. Педагогическая наука и образование, 4, 94—98. Navitskaya-Gavrilko, V.M., Svetlakova, O.Y. (2022а). Actual problems of teaching and education of children with autism spectrum disorders in the Republic of Belarus. Pedagogical Science and Education, 4, 94—98. (In Russ.).
Навицкая-Гаврилко, В.М., Светлакова, О.Ю. (2022б). Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования. Спецыяльная адукацыя, 6, 3—11. Navitskaya-Gavrilko, V.M., Svetlakova, O.Y. (2022b). Organization of the activities of an educator who provides personal support for children with autism spectrum disorders in educational institutions. Speziyalnaja adukazija, 6, 3—11. (In Russ.).
Никольская, О.С. (2022). Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи. Дефектология, 5, 3—16. Nikolskaya, O.S. (2022). A look at autism spectrum disorders from the standpoint of domestic defectology: the logic of dysontogenesis and the basics of correctional assistance. Defectology, 5, 3—16. (In Russ.).
Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь (2025). Информационный бюллетень. Вып. № 25, Минск. Main indicators of the development of the system of special education in the Republic of Belarus, Newsletter. Issue 25, (In Russ.). Minsk.
Роджерс, С., Доусон, Дж. (2019). Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. М.: ИП Толкачев, 432 с. Rogers, S., Dawson, G. (2019). A textbook on the Denver Model of Early Intervention for Children with Autism. We develop speech, learning skills and motivation. Moscow: IP Tolkachev. 432 p. (In Russ.).
Темнова, Л.В., Рожнова, Е.С. (2022) Особенности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра и членов их семей. Перспективы науки и образования, 6 (60). 352—366. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.20 Temnova, L.V., Rozhnova, E.S. (2022). Features of socialization of persons with autism spectrum disorders and members of their families. Prospects for science and education, 6 (60), 352—366. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.20
Хаустов, А.В. (2016). Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, 14(2), 3—12. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140201 Khaustov, A.V. (2016) Special educational needs of students with autism spectrum disorders. Autism and Developmental Disorders, 14(2), 3—12. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301
Хаустов, А.В., Шумских, М.А. (2022). Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года. Аутизм и нарушения развития, 20(3), 6—14. https://doi.org/10.17759/autdd.202220030 Khaustov A.V., Schumskih M.A. (2022). Dynamics in the Development of the Education System for Children with Autism Spectrum Disorders in Russia: Results of the 2021 National Monitoring. Autism and Developmental Disorders, 20(3), 6—14. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301
Хитрюк, В.В. (2021). Обучение и помощь детям с расстройствами аутистического спектра: опыт Республики Беларусь. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 202, 45—51. Khitryuk, V.V. (2021). Teaching and assistance to children with autism spectrum disorders: the experience of the Republic of Belarus. Isvestija RSPU af. A.I. Gerzena, 202, 45—51.
Хитрюк, В.В., Нестерова, А.А., Айсина, Р.М., Брыкова, А.С., Жмачинская, Н.Л., Светлакова, О.Ю., Суслова, Т.Ф. (2020). Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра. (В.В. Хитрюк, А.А. Нестерова, науч. ред.). Минск: БГПУ. 208 c. Khitryuk, V.V., Nesterova, A.A., Aysina, R.M., Brykova, A.S., Zhmachinskaya, N.L., Svetlakova, O.Yu., Suslova, T.F. (2020). Overcoming stigmatization and forming an inclusive culture among teachers and parents in the process of educational inclusion of children with autism spectrum disorders. (V.V. Khitryuk, A.A. Nesterova, ed.). Minsk: BSPU. 208 p. (In Russ.).
Ahlers, K., Hugh, M.L., Tagavi, D., Eayrs, C., Hernandez, A.M., Ho, T., Locke, J. (2023). “On an island by myself”: implications for the inclusion of autistic students in self-contained classrooms in public elementary schools. Front Psychiatry. Sep. 26;14:1241892. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1241892 18. Daniolou, S., Pandis, N., Znoj, H. (2022). The Efficacy of Early Interventions for Children with Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review and Meta-Analysis. Journal of clinical medicine. Aug. 30:11(17):5100. https://doi. org/10.3390/jcm11175100
Franz, L., Goodwin, C.D., Rieder, A., Matheis, M., Damiano, D.L. (2022). Early intervention for very young children with or at high likelihood for autism spectrum disorder: An overview of reviews. Developmental medicine and child neurology. Sep. 64(9):1063-1076. https://doi.org/10.1111/dmcn.15258
Fuller, E.A., Oliver, K., Vejnoska, S.F. et al. (2020). The Effects of the Early Start Denver Model for Children With Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Brain Sciences, 6, Art. 368, 17 p. https://doi.org/10.3390/brainsci10060368
Holmes, S.C. (2022). Inclusion, autism spectrum, students’ experiences. International Journal of Developmental Disabilities, 70(1), 59—73. https://doi.org/10.1080/20473869.2022.2056403
Wittwer, J., Hans, S., Voss, T. (2024). Inclusion of autistic students in schools: Knowledge, self-efficacy, and attitude of teachers in Germany. Autism. Aug. 28(8):2040-2052. https://doi.org/10.1177/13623613231220210